Автомобилестроение
Развитие автомобильной промышленности, повышение требований к качеству и безопасности используемых материалов требует создания и применения новых композиционных материалов. В настоящее время композиционные материалы используются при создании практически любого узла автомобиля. Преимущества композитных материалов для автомобилестроения в том, что они способны принимать сложную и необычную форму, сохраняя при этом жёсткость, прочность и малый вес. Композиты придают автомобилю индивидуальный и привлекательный вид, продлевают ресурс узлов и агрегатов, позволяют экономить на топливе транспортного средства.
Отдельно стоит упомянуть о тюнинге автомобилей. В наше время композиты (карбон, кевлар, стеклопластик) повсеместно используются в автотюнинге — начиная от замены штатных кузовных элементов, заканчивая изготовлением мировыми тюнинг-ателье всех силовых конструкций (кузов, рама, колесные диски и т.д.). Стремление использовать композитные материалы в тюнинге обусловлено желанием подчеркнуть индивидуальные особенности авто, а также необходимостью снизить его вес при сохранении прочности.
Возможности применения композиционных материалов в легковом автомобиле:
- детали интерьера;
- детали экстерьера;
- спойлеры и аэродинамические обвесы;
- сиденья;
- панели приборов;
- элементы подвески;
- колеса;
- тюнинг и декоративные элементы;
- патрубки, коллекторы и трубопроводы;
- детали двигателя и трансмиссии (крышки, кардан и т.д.);
- силовые элементы;
- тюнинг.
Спорт
Спорт сегодня — это не просто увлечение или профессиональная деятельность, а постоянно совершенствующиеся современные технологии спортивной индустрии. Сверхлёгкие велосипеды, лыжи, сноуборды, скейтборды и лонгборды для скоростного спуска, ракетки для тенниса и клюшки для хоккея и гольфа — это далеко не всё, что производится на основе композиционных материалов. Два самых важных качества углеволокна – легкость и прочность – стали решающими факторами для использования этого материала в производстве различных спортивных принадлежностей.
Углеволокно на данный момент является самым популярным сырьем у производителей современного спортивного инвентаря. Как пример, карбоновая клюшка, благодаря свойствам материала, имеет максимально облегченную конструкцию и обладает улучшенным баланс.
Преимущества:
- Малый вес
- Высокая прочность
- Низкая способность к деформации
- Высокая удельная жёсткость
- Вибрационная стойкость
Авиастроение
Композиционные материалы, благодаря своим качествам (высокая удельная прочность, возможность управления структурой и формообразованием изделий практически любой геометрии, легкость комбинирования с разными материалами), нашли широкое применение в авиации.
В настоящее время, работая над повышением авиатранспортной эффективности, мировая авиаиндустрия активно переходит от металлических конструкций к новому типу конструктивных решений на основе композиционных материалов.
Преимущества композитных деталей в авиастроении перед деталями изготовленными из металлов и сплавов:
- весовые качества;
- высокая прочность;
- устойчивость к коррозии;
- высокие усталостные характеристики;
- износостойкость.
В конструкции летательного аппарата из композиционных материалов можно изготовить фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, мотогондолу, детали интерьера, силовые конструкции, различные узлы и агрегаты.
Космос
Благодаря высокой удельной прочности и стойкости к вибрационным нагрузкам, малому удельному весу и высокой усталостной прочности, стойкости к воздействию высоких температур и высокой стойкости к агрессивным условиям эксплуатации композитные материалы широко использоваться в космической и авиационной технике.
Опыт применения композиционных материалов в мировой авиакосмической отрасли показали, что их применение взамен металлических сплавов обеспечило снижение массы конструкций до 50%, повышение ресурса эксплуатации в 3-5 раз, снижение трудоемкости изготовления на 30-50% и уменьшение материалоемкости до 50%.
Робототехника
Одним из наиболее приоритетных направлений развития робототехники является повышение степени автономности и повышение экономической эффективности аппарата за счет снижения веса конструкции. Этого можно достичь путем использования новых композиционных материалов, которые превосходят традиционные материалы по многим параметрам. Применение композиционных материалов в современных конструкциях дает существенный выигрыш в массе, прочности, долговечности, стойкости к коррозии и агрессивным химическим средам.
Малая чувствительность волокнистых материалов к концентрации напряжений и низкая скорость распространения усталостных трещин увеличивает долговечность структур, а также увеличивает показатели радиопрозрачности и коррозионной стойкости.
Основное преимущество композиционных материалов – возможность самостоятельно определять тип материала, ориентацию и объемное содержание волокон, что позволяет получать конструкционные материалы с требуемыми функциональными свойствами и делает использование композиционных материалов перспективным направлением.
Медицина
Сочетание таких свойств как биологическая инертность, высокие прочность и износостойкость, низкие значения ползучести под нагрузкой и коэффициента трения, композиционные материалы обеспечили широкое применение в эндопротезировании, за счет требуемого градиента свойств. Композиционные материалы на основе углеволокна широко используются для производства различного вида имплантатов: от полной или частичной замены частей тела до протезирования конечностей. Такие имплантаты не обладают токсичностью, раздражающими и аллергическими действиями, поэтому находят всё большее применение в современной медицине.
Композиционные материалы в медицине могут применяться для:
- протезов и ортезов (головодержатели, корсеты, реклинаторы, туторы и т.д.);
- деталей медицинских приборов и техники;
- корпусов медицинских приборов и техники;
- столов, носилок, спинальных щитов и пр.
Приборостроение
В современном мире приборостроение не могут обойтись без применения композиционных материалов, обладающих уникальными свойствами. Композиционные материалы применяются в основном для изготовления изоляторов, проводников, основ и защитных покрытий, ВЧ и СВЧ плат на основе политетрафторэтилена.
Помимо обеспечения прочности и монолитности конструкции матрица должна иметь необходимую пластичность и быть работоспособной в той температурной области, для которой предназначен композит. Для изготовления композитов, применяемых при температурах ниже 200°С, используют полимерные матрицы. В настоящее время в приборостроении широко используются композиционные материалы, армированные стеклянными волокнами — стеклопластики. Они легко поддаются механической обработке, обладают высокой прочностью, устойчивостью к тепловым ударам и знакопеременным нагрузкам, радиопрозрачностью, коррозионной стойкостью. В качестве армирующего элемента могут использоваться непрерывные волокна в виде нитей, жгутов, или ткани.
Оборонная промышленность
Композитные материалы, или, как их принято называть, композиты, произвели революцию во многих отраслях промышленности и стали популярными в высокотехнологичных изделиях, которые должны характеризоваться малым весом, но одновременно и высокой стойкостью к механическим нагрузкам. Ожидаемые экономические выгоды в таких высокотехнологичных проектах, как разработки в области военной техники, связаны, в первую очередь, с легкими, стойкими к воздействию высоких температур композитными материалами, позволяющими снизить вес конечных изделий, эксплуатационные расходы и расход горючего.
Оборонная промышленность - одна из самых наукоемких отраслей. Большинство передовых технологий и изобретений появляются именно в этой области. Использование композиционных материалов для создания современной уникальной техники также не стало исключением. Благодаря своим свойствам композиты позволяют достичь снижения веса конструкций, повешения прочностных характеристик, уменьшение реакций с агрессивной окружающей средой, радиопрозрачность.
Энергетическая отрасль
Будущее энергетики уже немыслимо без композитных материалов. Прочные и легкие, они начинают применяться в атомной отрасли, электросетях, ветроэнергетике и нефтегазовой промышленности.
В энергетике с применением полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна изготавливаются: газовые центрифуги (роторы, цилиндры для обогащения урана, маховики), несущие сердечники высоковольтных кабелей, решетчатые опоры линий электропередач, гироскопы как накопители энергии, лопасти ветроэнергетических установок, и с каждым годом процент применения композиционных материалов в энергетической отрасли значительно возрастает.
Свойства композитов сулят им успех в такой молодой отрасли, как производство ветрогенераторов. В настоящее время новые композиционные материалы получили широкое распространение при проектировании ветроэнергетических установок, которые позволяют увеличивать площади лопастей без дополнительного увеличение веса лопастей и системы в целом, а также уменьшить возможность раннего старения, обвала и продлевают жизнь ветрогенераторов.
Строительство
Современное строительство требует использования наиболее усовершенствованных материалов, поэтому композиты всё более активно входят в данную сферу, которым находят широчайшее применение. Современные полимерные композитные материалы (ПКМ), а также конструкции и изделия из них должны широко применяться в строительстве, благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес.
Композиты используют для армирования строительных конструкций, производства кровель, карнизов, подоконников, дверей, оконных переплетов, перил, балконных ограждений, водосточных желобов, фасадных панелей. В современном строительстве не обойтись без труб из стеклопластика, различных накопительных емкостей и резервуаров, септиков, очистных сооружений, КНС в корпусе из композитных материалов.
Судостроение
Наступает новый этап в судостроении, с заменых обычных материалов на композитные.
Новые полимерные и металлополимерные композиционные материалы позволяют создавать безнаборные или редко подкрепленные набором корпусные конструкции из сэндвич-композиций с высокопрочными слоями из стеклопластика или стали и средним слоем из полимерных композиций низкой плотности. Применение таких материалов обеспечивает строительство современных высокоскоростных судов.
В условиях ужесточения требований по пожаробезопасности и экологичности судов новых поколений возрастает значение многофункциональных теплозвукоизоляционных материалов и покрытий для обустройства судовых помещений. Малая плотность материалов при обеспечении пожаробезопасности позволяет применять их в архитектуре надводной части судов всех типов, что способствует улучшению устойчивости, уменьшению радиолокационной заметности судов, облегчению эксплуатации корпуса.
Уникальные свойства композиционных материалов позволяют изготавливать высокопрочные, легкие корпуса катеров, яхт. Для их создания главным образом используются различные виды стеклопластиков, которые имеют отличную химическую и биологическую стойкость. К его преимуществам также относятся: прочностные и технологические свойства, улучшение условий труда, сокращение расходов на вентиляцию производственных помещений. Одним из интересных применений композиционных материалов в судостроении является использование углепластиков для подводных крыльев судов. Также из композиционных материалов изготавливаются спасательные шлюпки для танкеров, перевозящих нефтепродукты.
К преимуществам конструкций судов, построенных из композитных материалов, относятся:
- Снижение эксплуатационных расходов. Поскольку вес судна, построенного из композитных материалов, может быть на величину до 30% меньше веса судна, построенного с использованием алюминия, расход топлива и соответствующие расходы значительно снижены.
- Композитные материалы не подвержены коррозии и старению.
- Композитные материалы обладают высокой прочностью и сопротивлением усталостному разрушению.
- Неограниченны размеры изделия.
- Возможность оперативного исправления брака при изготовлении.
Дизайнерские решения
Композиционные материалы известны во всем мире уже несколько десятилетий. Однако их только недавно стали использовать в качестве дизайнерских решений. Широкое применение композитов сдерживалось, в основном, отсутствием промышленных технологий, позволяющих наладить производство продукции массового потребления. Теперь их выпуск стал не только возможным, но и, что самое важное, экономически целесообразным.
Композиционные материалы называют строительными материалами XXI века. Они обладают уникальным сочетанием свойст дерева, металла и полимера: высокой прочностью, низкой теплопроводностью, устойчивостью к агрессивным средам и резким перепадам температур, био-, влаго- и атмосферостойкостью, долговечностью.
Прогрессивные инновационные технологии производства композитов и удивительные свойства этих материалов раскрывают эстетическую красоту изделий на основе композитов. Теперь можно создавать более выразительные дизайны, объемы и более сложные формы изделий.